Главная  |  О сайте  |  Реклама  |  Помощь   
Интернет-Сообщество Профессионалов Рынка Климатической Техники Aircon.Ru
  .: Мой Aircon   .: Технические ресурсы   .: Обучение и карьера   .: Полезные ресурсы   .: Об'явления   .: Форум   .: Новости
Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
Забыли пароль?
Регистрация

  инструкции
  технические каталоги
  Cервис-мануалы
  стандарты и СНиПы
  программное обеспечение

  вакансии
  семинары
  резюме
  книжная полка

  статьи производителей
  наши пишут
  журналы и издания
  файлы
  Выставка "Мир Климата"
  расшифровка моделей

  поиск оборудования (29)
  поиск зип
  поиск информации (5)
  спец.предложения

 
  Новости производителей
  События российского рынка
  Лента новостей
  Специальные предложения!
  Разместить баннер на своих условиях


Официальный дистрибутор TICA - ТРЕЙД ГРУПП

 Главная Полезные ресурсы Статьи и публикации

Поиск по сайту


.: Статьи и публикации • "Бизнес и климат", С. Н. Кураев. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды

Бизнес и климат

С. Н. Кураев

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

В течение индустриального периода размеры человеческой деятельности приобрели такой масштаб, что ее влияние на окружающую среду стало сравнимо, а в некоторых случаях стало даже превосходить масштабы естественных процессов, происходящих в окружающей среде.

Одна из таких проблем—возможность глобального потепления климата. Некоторые вероятные последствия изменения климата просчитаны и российскими учеными и экспертами Межправительственной группы экспертов по проблемам изменения климата (МГЭИК), созданной Всемирной метеорологической организацией и Программой по окружающей среде ООН. В частности, ожидается увеличение числа засух, изменения водного баланса рек, изменения в землепользовании, а некоторые малые островные государства вследствие повышения уровня Мирового океана могут просто перестать существовать, оказавшись под водой.

Уже сейчас в мире отмечены многочисленные проявления возмущений в климатической системе—катастрофические наводнения, резкие колебания температуры воздуха (москвичи помнят февраль 1998 года, когда температура воздуха многократно резко изменялась с плюсовой на сильный мороз и обратно к оттепели). Прошедший 1997 год был вообще самым теплым в этом веке, а первая декада декабря 1997 года—жаркой, но уже в политическом смысле.

1-10 декабря в древней столице Японии—Киото состоялась третья Конференция Сторон рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК), на которой в рамках нового международного соглашения— Киотского протокола к РКИК были приняты обязательства Сторон на период после 2000 года по ограничению и сокращению антропогенных выбросов в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект и приводящих к глобальному потеплению. Одновременно, в жарких политических дебатах на международном рынке родился новый товар—квоты на выбросы парниковых газов.

Киотский протокол впервые в истории международных соглашений в области окружающей среды ввел рыночные отношения в качестве базы для обеспечения наиболее эффективного и наименее дорогостоящего механизма для выполнения взятых государствами обязательств в области охраны окружающей среды.

В частности, Киотским протоколом предусматриваются следующие рыночные механизмы:

Совместное выполнение обязательств Сторонами

Киотский протокол позволяет любым Сторонам, включенным в Приложение I к РКИК и достигшим соглашения о совместном выполнении своих обязательств по Статье 3 Киотского протокола, считать, что они выполнили свои обязательства, если их общие суммарные совокупные антропогенные выбросы парниковых газов не превышают в сумме установленных Киотским протоколом обязательств. Это позволяет усилить экономическую интеграцию экономик стран, о чем наглядно свидетельствует опыт стран Европейского Союза.

В настоящее время в рамках образованной по российской инициативе так называемой "зонтичной" группы стран, в которую помимо Российской Федерации входят США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Исландия, Норвегия, Украина, начато обсуждение вопроса о перспективах применения этой возможности для стран "зонтичной" группы. Страны "зонтичной" группы не имеют глубоко интегрированных экономик, как Европейский Союз, однако в случае, если будет согласован механизм, компенсирующий отсутствие глубокой экономической интеграции, это в перспективе может создать благоприятные условия для привлечения широкомасштабных инвестиций в экономику России со стороны промышленно развитых стран "зонтичной" группы.

Реализация совместных проектов (совместное осуществление проектов)

Киотский протокол позволяет любой из Сторон Приложения I к РКИК (промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой) передавать или приобретать единицы сокращения выбросов парниковых газов, полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение поглощения парниковых газов в любом секторе экономики.

Реализация таких проектов может способствовать целенаправленным инвестициям и передаче современных энерго- и ресурсосберегающих технологий в российскую экономику.

Торговля квотами на выбросы парниковых газов (торговля эмиссиями)

Киотский протокол позволяет Сторонам Приложения I к РКИК участвовать в прямой коммерческой переуступке своих прав на выбросы парниковых газов для целей выполнения своих обязательств.

Учитывая, что при вероятных сценариях развития российской экономики Российская Федерация может стать наиболее крупным потенциальным продавцом квот на выбросы, торговля эмиссиями может позволить привлечь крупномасштабные финансовые инвестиции и передачу современных технологий в экономику Российской Федерации, прежде всего в топливно-энергетический комплекс (ТЭК), поскольку ТЭК является главным “поставщиком” выбросов парниковых газов и обладает основным потенциалом по сокращению этих выбросов.

"Механизм чистого развития"

Киотский протокол позволяет странам Приложения I к РКИК осуществлять проекты на территории стран, не входящих в Приложение I, с зачетом в своих обязательствах результатов сокращения выбросов парниковых газов, достигнутого в результате осуществления этих проектов.

Использование возможностей "механизма чистого развития" при реализации российских проектов, прежде всего в энергетической сфере, в государствах-участниках СНГ, а также в развивающихся странах дальнего зарубежья позволит Российской Федерации компенсировать дефицит эмиссий, которые могут быть переданы нашей страной промышленно развитым странам в рамках торговли квотами на выбросы парниковых газов и реализации совместных проектов.

Накапливание Сторонами квот на выбросы

Кроме того, Киотский протокол предусматривает, что если выбросы Стороны, включенной в Приложение I, за тот или иной период действия обязательств будут меньше установленного для нее количества выбросов, то эта Сторона может накапливать эти квоты для использования в последующие периоды обязательств.

Таким образом, Киотским протоколом был образован новый товар, близкий к неликвидному—приблизительный эквивалент золото-валютных резервов в области окружающей среды.

Переуступка квот представляется блестящей идеей, которая может позволить на практике реализовать международное взаимодействие при решении глобальных проблем и обладает целым рядом достоинств. Признание государствами своей ответственности за состояние окружающей среды - важный шаг, но в случае использования рыночных механизмов, каким является переуступка квот на выбросы парниковых газов, создаются реальные стимулы для активного вовлечения бизнеса в этот процесс, причем бизнес не просто участвует в международной торговле новым товаром, но и одновременно модернизирует используемые технологии, переводит существующие производства на энергоэффективный путь развития, тем самым внося свой вклад в охрану окружающей среды. В результате у нас появляются шансы уцелеть в мире, который мы до настоящего времени лишь разрушали.

Итак, Киотским протоколом был сделан первый шаг—взяты обязательства Сторон и признаны рыночные механизмы для обеспечения их выполнения. За этим шагом должны последовать чисто экономические следствия. Рынок должен определить где и как дешевле всего будет выполнить обязательства, и эту задачу с момента своего образования рынок должен решать каждый день и каждый час.

2-13 ноября 1998 года в Буэнос-Айресе прошла следующая после Киото Конференция Сторон РКИК, на которой ожидалось принятие руководящих принципов и правил по механизмам, предусматривающим переуступку квот на выбросы. Мнения об итогах Буэнос-Айреса различны—некоторые считают ее провалом переговоров, некоторые более оптимистичны.

Дело в том, что позиции трех основных групп стран—Европейского Союза, "зонтичной" группы и развивающихся стран (Группа 77 и Китай) были совершенно различны и ожидаемого компромисса в Буэнос-Айресе найти не удалось. Европейский Союз, по мнению многих экспертов, опасался, что США скупят (в первую очередь у России) все квоты, а сами не будут ограничивать собственные выбросы, Соединенные Штаты требовали, чтобы добровольные обязательства по ограничению и сокращению выбросов приняли ведущие развивающиеся страны, развивающиеся страны опасались, что передача технологий может переключиться на страны с переходной экономикой и ограничить доступ к современным технологиям самих развивающихся стран. Кроме того, широкое внедрение энергоэффективных технологий может сократить спрос на первичные энергоресурсы (главным образом, нефть), что могло бы привести к снижению мировых цен на нефть, что могло бы создать дополнительные проблемы для стран-экспортеров нефти.

Тем не менее, в Буэнос-Айресе был принят на последующие два года План действий, в котором детализированы задачи, которые должны определить каким образом будет реализовываться Киотский протокол, в том числе, какие международные регламентирующие нормы и правила должны быть приняты по вопросам переуступки квот.

Безусловно, если ждать еще два года до принятия международных норм и правил по вопросам переуступки квот на выбросы парниковых газов, и только после этого приступить к разработке национальных законодательств по этим вопросам, реальное участие в новом рынке будет отложено на отдаленное будущее. Скорее всего, в этом случае мы не успеем вскочить на подножку отошедшего поезда.

В этих условиях, как представляется, именно бизнес должен сформировать новый рынок, в первую очередь на его ранней стадии, когда цены наиболее высоки, когда правила игры допускают широкие возможности и когда наиболее высок шанс стать лидерами на новом рынке.

Представляется, что двусторонние отношения, на уровне сотрудничества между реально хозяйствующими предприятиями, ведомствами и на уровне двустороннего сотрудничества между странами в соответствующих сферах позволят решить данную проблему. Именно ранний практический опыт переуступки квот на выбросы парниковых газов позволит принять нужные решения на мировом уровне. Так было всегда, сначала появлялся товар, потенциальные продавцы и покупатели, которые на свой страх и риск начинали первые торговые сделки, и только позже вводилось регулирование рынка нового товара.

В данном случае, в вопросах переуступки квот по Киотскому протоколу, вероятно, должно быть то же самое. Рынок этих квот должен сформировать бизнес. Это понятно не только нам. В частности, в рамках деятельности Конференции ООН по торговле и развитию в Буэнос-Айресе образована Международная ассоциация торговли эмиссиями. В США разработан проект дополнения к Закону о чистом воздухе, предусматривающего ранние действия уже начиная с 1999 года. Ответ—за российскими участниками. Российские предприятия и компании, производящие, транспортирующие и распределяющие энергию могут стать полноправными основателями и движителями нового рынка—рынка квот на выбросы парниковых газов.





Copyright © 2001-2007 Aircon.Ru, если иное не указано дополнительно.
Администрация сервера не несет ответственности за достоверность
и корректность информации, размещаемой пользователями сервисов.