Процесс омеднения происходит в холодильных машинах, работающих на галоидопроизводных хладагентах (фреонах).
Процесс изучался с конца 20х годов 20го века. Выдвигались различные теории: 1) о наличие воды в системе приводящей к реакции гидролиза с выделением HCL-CuCl2 при последующем вытеснении меди из соли железом и последующем осаждении меди на полированных и шлифованных поверхностях компрессоров.
2) о влиянии воздуха содержащегося в масле и окисляющего хладагент до органических кислот с которыми медь образует соли и затем выделяется из них и осаждается на стальных поверхностях.
3) о влиянии блуждающих токов, вызывающих в присутствии
воды процесс электролиза.
4) о переносе частиц металлической меди, образующейся в процессе износа и оседающей на подшипниках и узлах трения.
Как было установлено в конце 30х-:-40х годов прошлого века и подтверждено, проведёнными комплексными исследованиями- основной причинной омеднения являются некоторые компоненты
входящие в состав смазочных масел и продукты их окисления,
которые растворяют медь и образуют термически разлагающиеся
медноорганические соединения с выделением чистой меди. Особое
значение имеет влияние высоких температур. Установлено, что при высоких температурах омеднение может происходить и в отсутствии хладагента за счёт термических реакций разложения растворённого в масле комплекса меди. Соответственно решающее значение приобретат тип масла, марка хладагента и температура.
Причём наиболее активны малоочищенные масла, а среди хладагентов ряд активности: R12>R23>R22>R22+компоненты
и т.д. То есть, чем более стабильно и более нейтрально масло, тем
меньше растворимость меди.
Надо также отметить противоречивость оценок, касающихся самого факта омеднения поверхностей с точки отрицательного
характера воздействия на узлы вращения. Есть данные, что с помощью этого процесса происходит компенсационное возмещение
потерь основного металла в узлах трения, что минимизирует зазоры и увеличивает моторесурс. Тем более. что в настоящее время на рынок выброшено большое количество раличных модифицирующих присадок схожего характера действия. Кто автомобилист, тот знает. Если же необходимо вести борьбу с этим
явлением, то прежде всего надо тщательно подбирать масла, с одновременно высококачественной осушкой всех компонентов холодильной системы. Так как растворимость меди в масле зависит
не от количества (HCL), а от веществ, образующихся в результате реакции этой кислоты с маслом.
1. так ведь сие от нас не зависит: явление природы
2. этот эффект позволяет герметичным холодильным компрессорам работать десятилетиями
3. в результате изучения этого эффекта созданы присадки к маслам для двигателей
4. а уж военные как обрадовались - такая технология дает возможность например танку ехать в течение 20 мин без масла в двигателе и теоретически эвакуировать экипаж с поля боя "после аварии двигателя с полной утечкой масла"!!!!
Михаил
LordN пишет:
Процесс изучался с конца 20х годов 20го века. Выдвигались различные теории: 1) о наличие воды в системе приводящей к реакции гидролиза с выделением HCL-CuCl2 при последующем вытеснении меди из соли железом и последующем осаждении меди на полированных и шлифованных поверхностях компрессоров.
а кто может пояснить это место? кто-нить химику помнит? судя по фразе омеднения не должно быть в машинах на без хлорном хреоне.
Какая разница хлорные или безхлорный. Нет хлора, но фтор есть. А фтор насколько я помню самый активный галоген, и получается что будет HF - CuF2. А плавиковая кислота вообще в сильных концентрациях стекло разъедает. Что касается меди, то её соли в 2 валентном состоянии полностью растворяются в воде, а железо сцуко в 2 валентом состоянии наверно и замещает.
Ненене, только ТРВ, только хардкор! На полную его и термобаллон на нагнетание.
Для полноты картины, некоторые цитаты из литературы на эту тему:
" По данным (ххх) источником ионов хлора и фтора может быть также разложение хладагентов под влиянием сорбентов(силикагель,цеолиты ) широко используемых для осушки. Обугливание (почернение) силикагеля в процессе работы герметичной машины обьясняется образованием HF и адсорбцией углерода поверхностью силикагеля."
"Согласно Х.Штейнле механизм омеднения можно представить следующим образом. Любое масло растворяет некоторое количество меди, которое зависит в основном от концентрации в масле смолистых веществ и серы. ( Масла не вызывают омеднения, если они содержат менее 0,3% смолистых веществ и менее 0,2 % серы). Растворённая медь находится в масле
в виде органического комплекса с компонентами смолы. Другие примеси, такие как вода или продукты разложения масла, увеличивают растворимость меди. Если концентрация кислоты в масле превысит некоторую критическую величину, то комплекс становится нестабильным.
Медь осаждается на железе, а железо переходит в раствор. В обмен на каждый атом растворённой меди растворяются два атома железа."
" При взаимодействии хладонов с маслами в системе герметичных машин возникают в значительном количестве и органические кислоты, которые не менее агресивны, чем минеральные.
Удалось выделить и идентифицировать следующие органические кислоты из отработавших холодильных масел, взятых из герметичных холодильных машин: - изомасляная, н-масляная, н-валериановая, капроновая, пеларгоновая, каприновая, ундекановая, тридекановая, миристиновая, пентадекановая, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая..."
Ну и заодно еЩё одну цитату (хоть и не совсем связанную с темой омеднения):
" Значительное количество кислот, способных существенно повлиять на срок службы электродвигателя может быть внесено в герметичный агрегат при монтаже новых машин на старое оборудование. По многочисленным данным, после установки нового
компрессора в "грязную" систему статор электродвигателя сгорает через 4-12 мес. Вновь установленный в ту же систему компрессор сгорает через 2 мес., третий через 2 недели, четвертый- через 4 дня." ':fire'